Индуизм — вечный Закон

Более шести тысячелетий до нашей эры на территории современной Индии из наблюдений за миром и примитивных верований харапов и дравидов начала формироваться религиозная система, по сей день поражающая своей глубиной и мудростью. Индуизм по праву считается древнейшей и одной из самых крупных религий в мире. Численность ее последователей на сегодняшний день достигает около миллиарда человек, большинство из них живут в Индии и Непале. Кроме того, приверженцев индуизма можно встретить на всей территории полуострова Индостан, а также, несмотря на правило, утверждающее, что только индусы могут исповедовать индуизм, последователи этой религии нередко встречаются в США, Канаде, и даже в России.

ИндуизмПротоиндийская цивилизация породила сложную религиозна-мифологическую систему, ориентированную на культ плодородия и подкрепленную многослойной мистической конструкцией, содержащей как абстрактные элементы поклонения, наподобие духов и божеств, так и элементы привычного мира, так же нуждавшиеся в поклонении, такие как животные и растения, небесные тела и стихии.

Кроме того, в основе индуистских верований лежит глубокая система духовного саморазвития и взаимодействия человека и окружающим миром, охватывающая все стороны человеческой жизни и личности.

На более поздних этапах формирования, в религии появляется важный аспект персонификации движущих сил во Вселенной, на основании привычного для рассматриваемой цивилизации миропонимания. Так, в качестве ключевых надмирных сил выделяются солярные божества (Сурья, Сивитар и др.), боги, олицетворяющие силы природы (Агни, Вайю, Индра и Рудра) божества небесных сфер. Люди патриархального строя практически не нуждались в поклонении женским божествам, поэтому культ Шакти (верховной богини в разных ликах) возникает в индуизме значительно позже.

На сегодняшний день существует несколько школ индуизма, различающихся традициями богопоклонения, единой централизованной доктрины индуизм не имеет. Среди них наиболее ярко выделяются:

- Шактизм — форма поклонения матриархальному божеству, богине прародительнице, в различных ее ликах, таких, как Кали, Дурга, и др.;

- Шиваизм — поклонение Всевышнему в образе верховного божества Шивы;

- Вайшнавизм — пожалуй, единственное монотеистическое направление индуизма, отличающееся от прочих почитанием божественной триады Вишну-Кришны-Рамы, а так же их аватаров.

Помимо этого встречаются менее распространенные направления религии, отличающиеся поклонением отдельным божествам, таким, как Ганеша, Сурья и другие. Иногда традиции могут кардинально различаться, так, к примеру, существуют течения индуизма, в которых отвергается почитание божества через мурти (изображение бога), тогда как во всех прочих этот элемент религиозной практики является неотъемлемым и занимает важное место в системе культа.

Впрочем, независимо от внешних различий индуистских школ, существует относительно непоколебимая и однозначная доктрина, сформулированная в Ведах — древнейших священных писаниях на санскрите, содержащих тексты ритуальных гимнов и мантр, а также сказания о богах, и массу другой сакральной информации.

Основные тексты Вед делятся на несколько сборников (самхитов), предназначенных для различных ритуальных и духовных нужд, а также книги комментариев, среди них сборники дополнений, относящихся к обрядовой деятельности индуистов — брахманы, и книги, содержащие теоретическую информацию о индуистской духовности — араньяки и упанишады . Сами же самхиты делятся на четыре свода текстов:

- Ригведа — книга, предназначенная для священнослужителей и содержащая жреческие священные гимны;

- Яджурведа — книга для адхварью (младших священников), содержащая мантры, сопровождающие гимны Ригведы во время богослужения;

- Самаведа — сборник богослужебных песнопений. Предназначена для удгатри — храмовых песнопевцев;

- Атхарваведа — сборник магических заклинаний.

Главным и основным, на наш взгляд, богослужением является пуджа — обряд поклонения божеству и принесение особых даров. Пуджа представляет собой достаточно сложное ритуальное действо, в котором даже деталям уделяется большое внимание, поскольку в обряде не место не священным элементам мира.

МндуизмВпрочем, это все — внешние проявления глубокой индуистской духовноти. Помимо почитания божеств и проведения колоритных обрядов, индуизм содержит в себе колоссальный комплекс внутренних индивидуальных практик, позволяющих очистить сознание, тело и душу, достигнув особенного состояния, самадхи, состояние просветления, которое предполагает процесс «растворения» индивидуальности и слияние с миром. Данное состояние позволяет обрести гармонию в земной жизни. Но и этого не достаточно, поскольку основная задача человека — достижение состояния мокши, освобождения от вечного круговорота перерождений для слияния с божеством и погружения в абсолютную свободу.

В силу почтительного традиционализма, индуизм окружает изящная завеса тайны, недоступной для мирского, более того — для западного. Именно поэтому познать индуизм полностью возможно только за долгие годы практик, поклонения и изучения многотомных священных писаний. Но погружение в знание начинается с первой буквы.



Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

в машине хочется тишины? поставьте шумоизоляцию , которая добавит вам комфорта