Кое-что о Матрице

КаббалаВ последнее время среди философски настроенных граждан все чаще всплывает идея иллюзорности материального мира и реальности мира духовного. Подобные идеи являются одной из отличительных черт буддизма — одной из самых мирных и гармоничных религиозных систем, известных на сегодняшний день. Однако, возникает вопрос. Если главной философской идеей буддизма является идея о том, что жизнь — есть страдание, и единственный путь к избавлению от него — достижение нирваны, посредством практики медитации и самоограничения, то из какой философской системы сюда примешивается цель постижения индивидуумом единства действительности в своём ощущении и сознании, позволяющая говорить уже о гностическом осмыслении реальности? Ответ приходит только один, неожиданный, но однозначный. Подобные пассажи являются одним из краеугольных камней иудаистской каббалистической доктрины, которая действительно во многом перекликается с буддистским учением, однако направлена скорее на мистическое постижение мира, нежели на духовное, и является не в пример агрессивной, что доказывается широким, если не сказать, массовым ее распространением и насаждением в обществе.

На протяжении двадцатого века иудейские идеологи совершили немало попыток интеграции каббалистического учения в социологические исследования, что позволило рассматривать актуальные социальные процессы с точки зрения данной доктрины. Параллельно этим исследованиям, с начала 20х годов прошлого столетия, была запущена активная пропаганда и популяризация каббалы в «потребительской сфере», посредством семинаров, лекций, привлечения звезд шоу-бизнеса, благотворительных акций и пр. В это же время создается Центр изучения Каббалы с крупными филиалами в десятках государств мира. Начинается создание большого числа «программных» произведений искусства и продуктов масс-медиа. Одним из таких примеров является нашумевшая трилогия братьев Вачовски «Матрица». На этом блокбастере хочется заострить отдельное внимание, поскольку он наиболее полно иллюстрирует все направления пропаганды каббалистического учения.

Для начала, следует отметить, что фильм был снят по заказу Нью-Йоркского центра изучения Каббалы, и был полостью профинансирован им. Кроме того, бросается в глаза общеизвестный факт: режиссеры Вачовски уже несколько десятилетий являются убежденными и преданными каббалистами, что само по себе говорит уже о многом.

Сам фильм, на первый взгляд, ничем не отличающийся от множества голливудских блокбастеров, имеет глубокий философский подтекст и буквально «нашпигован» гностическими аллегориями. Так, например, с самого начала в фильме звучит идея о том, что наш мир – 18 по счету, что точно соответствует концепции одной из каббалистических школ. Здесь же мы видим явное отождествление первой матрицы и эдемского рая, но в данном случае, эдемский миф противоречит христианской идее и рассматривается с точки зрения гностического учения: идеальная матрица является иллюзией, следовательно, ее уничтожение является благом и освобождением. Чуть позже мы видим еще одну гностическую аллюзию. Агент матрицы – ее символ и движущая сила относится к ней с ненавистью, что ярко отражает идею о деспотичном ревнителе Иалдабаофе, мифологическом прародителе рода Каина и всех «материальных» людей.

Еще одним аспектом гностической философии «Матрицы» является ярко выраженная идея мессианства. Чтобы наиболее полно понять данный аспект, следует обратиться к исследованиям Карла Юнга, сформулировавшего идею о «коллективном бессознательном» и присущем ему «море архетипов». В качестве подтверждения можно привести эпизод, в котором в кадре, будто бы невзначай появляется надпись «Mark III no. 11.», что является не чем иным,  как ссылкой из Евангелия от Марка «И духи нечистые, когда видели Его, падали пред ним и кричали: Ты — Сын Божий».  Таким образом, напрашивается вполне однозначный вывод: «Матрица» претендует на звание «евангелия нового времени».

Гностическое влияние на философию «Матрицы» прослеживается и в самой идее механистичности «неотключенного» сознания. Здесь война людей и машин представляет собой яркую аллегорию на противостояние детей Евы, находящихся под властью материального мира и детей Лилит, свободных от оков матрицы. Именно в гностической философии, а так же многих оккультных традициях,  большинство обычных людей признается «спящими», то есть лишенными истинного видения мира, а следовательно, свободы духа. Это иллюстрирует, к примеру, подход оккультного философа XX века, Георгия Гурджиева, который прямо утверждал, что человек до пробуждения представляет собой «мыслящий автомат» и освобождение от подобной механистичности сознания стоит невероятных усилий.

Каббала

Между тем, главной целью борьбы является не свержение агентов матрицы, что в принципе невозможно, а отключение от нее как можно большего количества людей, что осуществляется посредством сознательного принятия красной таблетки. Процесс отключения сопровождается галлюцинационным визуальным рядом, иллюстрирующим процесс рождения: отделение от пуповины, полет по родовому каналу и само рождение – как и положено младенцу, голым и лысым.

Архетип «дважды рожденных» имеет первостепенное значение для практически всех магических и шаманских традиций и является символом духовного перерождения, к тому же, данная визуализация при отключении полностью соответствует описанию видений при проработке перинатального опыта, исследованию которого посвящены работы Станислафа Грофа и Тимоти Лири. Поэтому и саму «красную таблетку» можно считать намеком на ЛСД,  использовавшийся в ходе этих исследований. Это подтверждается и сценой фильма, где агенты матрицы говорят о Морфее, как о самом опасном человеке на земле, что является прямой цитатой из речи президента Никсона в адрес Тимоти Лири – пророка «революции хиппи», развернувшейся в США в шестидесятых годах прошлого столетия.

В чем же опасность ЛСД для Матрицы? То, что ЛСД не несет привыкания, а мифы о деградации – не более чем мифы – давно доказанный факт. Однако, в адрес данного препарата и сегодня продолжает звучать, подчас, очевидная ложь. Так, например, в период психоделического бума газеты наперебой писали о том, что Тимоти Лири и Хофман лишились рассудка от приема ЛСД, что является легко опровергаемой клеветой.  Каждая случайная смерть из десятков тысяч обыгрывалась в американской прессе так, словно это происходит постоянно, при этом на все прочие медикаментозные средства, связанные с сотнями летальных исходов, та же пресса молча закрывала глаза. В чем же дело? Почему ни один, даже реально убийственный наркотик, не пресекается с таким энтузиазмом, как ЛСД? Неужели препарат действительно «отключает»?

КаббалаВ ходе исследований данного препарата, учеными был проведен ряд опытов, демонстрирующих влияние наркотика на шимпанзе. В результате этих опытов, исследователи установили, что обезьяны полностью игнорировали установленные в стае иерархические игры. Примерно те же процессы происходили с огромным количеством людей, употреблявших ЛСД в шестидесятые годы. Толпы хиппи отказывались от широкого социального взаимодействия, переходили на менее тяжелую и, соответственно, менее оплачиваемую работу, словом, переставали подчиняться привычной социальной схеме. При этом, у всех, кто принимал участие в этих психоделических мистериях, наблюдалось существенное повышение творческого и личностного потенциала, самостоятельное преодоление многих психологических блоков и проблем и общая гармонизация внутреннего мира, что, впрочем, только обостряло их неприязнь к системе. Все это оказалось серьезной угрозой для мира Иалбабаофа, соответственно, власти пошли на все, чтобы исключить любые возможности отпадения от системы.

Следующее, на что я хочу обратить внимание, это особое значение в «Матрице» женского  персонажа – Тринити. Очевидна параллель между Тринити и богиней Луны – Лилит. «Сила Зверя в жене Багряной» — эта формула Телемы имеет тысячи подтверждений во всех альтернативных традициях и дважды обыгрывается в «Матрице». Тринити не является пассивным катализатором мужской активности, как-то представлено в классических мифах и в стандартных голливудских боевиках. Напротив, она – полноценная, активная боевая единица сопротивления. Такой взгляд на женское начало полностью соответствует духу традиции Телемы, что очевидно из следующей цитаты: «Эта женщина — Венера, и теперь она в Новом Зоне; она больше не является лишь сосудом для мужчины, но вооружена и воинственна» (Алистер Кроули «Книга Тота»). Данный образ «активной женственности» также свойственен гностическому мировоззрению.

Не менее интересен и образ Пифии, которая представляет собой архетип Изначальной Матери, то есть Великой Богини, породившей Матрицу. При этом она носит имя древней жрицы-прорицательницы Дельфийского оракула и цитирует Декарта, философа XVII века, и его ученика Спинозу, философия которых так же основана на каббале.

Каббала в Матрице

Одним из важных элементов фильма является цифровой и символический ряд. В качестве примера возьмем код матрицы, состоящий из цифр, букв и японских иероглифов катакана, что можно расценить, как намек на все то же единство действительности и, опять-таки, Тору, которая рассматривается в качестве глубокого мистического кода, Избранный Нео проживает в комнате под номером 101, что можно трактовать, как один, единственный, избранный. Имя Тринити, которое христианские исследователи неслучайно восприняли как перевод слова «троица», так же соответствует числовой аллегории — В самом начале фильма Тринити сидит за компьютером в комнате 303, в комнате под этим же номером находился телефон-выход для Нео в самом конце фильма.

И это лишь незначительная часть философско-аллегорического пласта, содержащегося в, казалось бы, стандартном боевике. На протяжении всей трилогии сюжет перегружен эклектическим месивом из различных религиозных и философских систем, где встречается даже санскритская мантра:

«АСАТО МА САТ ГАМАЙА
ТАМАСО МА ДЖЙОТИР ГАМАЙА
МРИТЙОР МА АМРИТАМ ГАМАЙА
ОМ ШАНТИ ШАНТИ ШАНТИИИ»,

что означает «Веди меня от незнания к знанию. Веди меня от тьмы к свету. Веди меня от смерти к бессмертию.»

И с этой точки зрения, внимательный, но не придирчивый зритель сочтет, что фильм насквозь принизан идеей «пробуждения в жизнь» и осознания мира (в фильме об этом явно и недвусмысленно говорит даже таинственная фраза, непонятно откуда возникшая на дисплее… «Проснись, Нео…»). Казалось бы, сам по себе призыв прекрасен и похвален, однако количество иудейских заветов заставляет усомниться в направлении, по которому следует это пробуждение. И вот здесь уже можно задуматься о так называемой идеологической диверсии, направленной на традиционную европейскую культуру, с целью внедрения в нее несвойственных ей идей и подмены ценностей, как это было с христианством (которое, хочу напомнить, тоже имеет иудейские корни). Сейчас я, опять-таки, рискую вызвать град упреков и вопросов из серии «кому и зачем это нужно?». Здесь мне хочется сказать только одно. Исходя из теории управления, для того, чтобы заставить общество жить по определенной схеме, необходимо внедрить в него идею, которую оно примет за руководство к действию. На вопрос: «какова РЕАЛЬНАЯ идея «Матрицы»?» ответить точно могут лишь создатели и «организаторы» этого проекта. Но попытка воздействия на идеологию масс очевидна.

В заключение хочу обратить внимание на специфический и неожиданный факт. Фильм «Матрица» вышел на экраны в США 31 марта 1999 года, а срок истечения документов главного героя Томаса Андерсона — 11.09.2001. Для тех, кто не помнит — в этот день был совершен терракт в США, направленный на уничтожение Всемирного торгового центра, и повлекший за собой практически полное разрушение экономики Нижнего Манхеттена и самое большое недельное падение индекса Доу Джоса. С чем связано это удивительное совпадение, теперь уже не ответит никто, как никто уже не сможет сказать, сколько еще подобных удивительных совпадений связано с деятельностью Нью-Йоркского Центра изучения Каббалы.



Один комментарий на «“Кое-что о Матрице”»

  1. Танья:

    Христанство имеет не совсем иудейские корни))) Индуизм содержит в себе те же принципы и понятия.
    Эти понятия и принципы- всеобщий закон для ВСЕХ народов !!Инстинкт любви к ближнему- доказан научно .Несоблюдение вызывает вырождение и тупик в эволюции народа как у иудеев произошло. А мясоедение вызывает рак ! Доказано научно!
    22 декабря 2012 года это и было доказано научно, а собщение пошло 14 февраля патриархам русской церкви, 15 был метеорит над Челябинском- все сбывается как в преджсказаниях-откровениях Иоанна- богослова. После ста дней молчания патриахов начался Армагеддон( наводнения, смерчи, вулканы. Так что наблюдайте, смотрите, читайте.

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: