Конфуцианство

Конфуций

Конфуций

Конфуцианство возникло на рубеже 6-5 веков н.э. в Китае. Основы были заложены выдающимся мыслителем и философом того времени, Конфуцием, и в дальнейшем развивались его последователями и учениками, самыми известными из которых были Мэн-Цзы, Чжуан-Цзы и Сюнь-Цзы. Это древнее учение оказывало большое влияние на общественный строй, духовную культуру и политическую жизнь Китая в течении двух тысяч лет. С момента своего возникновения конфуцианство играло огромную роль в социально-политической борьбе: учение подразумевало строгое соблюдение старых традиций и типа взаимоотношений, как в семье, так и в обществе. Подобные устои способствовали укреплению общественного строя и формам государственного управления.

Конфуцианство представляет из себя этико-религиозное учение. Оно считалось законом справедливости, который был логичен и оправдан. Были эксплуататоры и эксплуатируемые. Люди, занимавшиеся умственным трудом, господствовали, а люди физического труда в свою очередь подчинялись и содержали первых своим трудом.
В то время, когда формировалось конфуцианство, в Древнем Китае велась борьба между разными религиями. Эта борьба являла собой отражение напряженной социальной и политической борьбы разных общественных сил.

Основные положения учения

Согласно конфуцианству, люди делятся на пять различных категорий:

  1. Люди привычки, которые живут простейшей животной жизнью. Они не видят дальше собственного носа, их не интересует ничего, кроме еды, сна и других примитивных потребностей.
  2. Образованные и грамотные люди, живущие по закону и обычаям.
  3. Люди, обладающие здравым смыслом. Они могут одинаково относиться и к горю, и к радости. Замолчат или заговорят, когда надо. Представляют из себя невозмутимых философов.
  4. Добродетели, прямодушные и добрые.
  5. Люди, которые совершенны во всех отношениях.

Основой конфуцианства были вопросы морали, этики и управления государством. Принципом конфуцианской этики является жэнь (гуманность) – наивысший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь можно достигнуть, нравственно совершенствуясь и соблюдая основы – нормы поведения, корни которых — в почтительности, уважении к старшим, преданности, почитании родителей и так далее.

Считается, что жэнь способны достигнуть лишь люди высших слоев общества. Обычные же простолюдины духовно не в состоянии этого сделать. Кстати, противоборство простолюдинов и людей благородных кровей встречается довольно часто в конфуцианстве. Это отчетливо выражает социальную направленность и классовый характер данного учения, который, однако гораздо менее категоричен и жесток в сравнении с другими кастовыми учениями, которые, скажем, были применены в Индии, где человек не был способен заниматься определенными вещами только из-за своего происхождения. Согласно учению Конфуция, “низшие люди” не занимаются делами “высших” не по факту происхождения, но по факту воспитания и знаний, привитых ему в его окружении. Соответственно, следует считать, что Конфуций напротив мотивировал людей умственно и духовно расти для перехода в класс благородных людей, занятых исключительно умственной работой. Вопрос лишь в том, а могли ли технически простые крестьяне, скажем, духовно расти, если были заняты на рисовых полях по многу часов в день, в то время как люди голубых кровей изучали манускрипты и постигали мудрость, не отвлекаясь на ежедневный изматывающий труд.

Храм Конфуция

Храм Конфуция

В конфуцианстве огромное внимание уделялось так называемому гуманному управлению. В этом вопросе упор делался на идею обожествление власти. Стоит заметить, что обожествление правителей существовало и до этого, но с появлением конфуцианства, оно стало развиваться и даже было обосновано. Правитель провозглашался «Сыном неба», который правил по повелению неба и выполнял его волю. Конфуцианство признавало власть государя, так как считало, что «управлять – значит исправлять».

Конфуцианство дело большой упор на учение чжэн мин, суть которого строго определяло обязанности каждого человека и его место. Учение так же призывало власть управлять народом, не основываясь на законах и наказаниях, а делать упор на высоконравственное поведение, добродетель и уменьшение тяжелых налогов и повинностей.

Конфуцианство, как этико-политическая система, оказало огромное влияние на общественную жизнь. Оно многие века определяло общественные и семейные традиции, моральные нормы, философскую мысль. Это учение выработало определенные стереотипы в сознании народа и особенно сильно повлияло на интеллигенцию. К тому же, как ни странно, Конфуцианство препятствовало дальнейшему развитию вышеперечисленных вещей. Эта система укрепилась ещё сильнее после борьбы с буддизмом в 7-8 веках. Свою лепту внес известны писатель Хань Юю, который довольно резко критиковал буддизм и защищал Конфуцианство.

В 19-20 веках стали активно развиваться капиталистические отношения и конфуцианство всё сильнее вступало в противоречия с условиями общественного бытия. В это время буржуазный реформатор Кань Ю-вэй и его сторонники, попытались модернизировать конфуцианство, но их попытки были тщетны. Тем не менее

Конфуцианство возникло на рубеже 6-5 веков н.э. в Китае. Основы были заложены выдающимся мыслителем и философом того времени, Конфуцием, и в дальнейшем развивались его последователями и учениками, самыми известными из которых были Мэн-Цзы, Чжуан-Цзы и Сюнь-Цзы. Это древнее учение оказывало большое влияние на общественный строй, духовную культуру и политическую жизнь Китая в течении двух тысяч лет. С момента своего возникновения конфуцианство играло огромную роль в социально-политической борьбе: учение подразумевало строгое соблюдение старых традиций и типа взаимоотношений, как в семье, так и в обществе. Подобные устои способствовали укреплению общественного строя и формам государственного управления.

Конфуцианство представляет из себя этико-религиозное учение. Оно считалось законом справедливости, который был логичен и оправдан. Были эксплуататоры и эксплуатируемые. Люди, занимавшиеся умственным трудом, господствовали, а люди физического труда в свою очередь подчинялись и содержали первых своим трудом.

В то время, когда формировалось конфуцианство, в Древнем Китае велась борьба между разными религиями. Эта борьба являла собой отражение напряженной социальной и политической борьбы разных общественных сил.

Основные положения учения

Согласно конфуцианству, люди делятся на пять различных категорий:

  1. Люди привычки, которые живут простейшей животной жизнью. Они не видят дальше собственного носа, их не интересует ничего, кроме еды, сна и других примитивных потребностей.
  2. Образованные и грамотные люди, живущие по закону и обычаям.
  3. Люди, обладающие здравым смыслом. Они могут одинаково относиться и к горю, и к радости. Замолчат или заговорят, когда надо. Представляют из себя невозмутимых философов.
  4. Добродетели, прямодушные и добрые.
  5. Люди, которые совершенны во всех отношениях.

Основой конфуцианства были вопросы морали, этики и управления государством. Принципом конфуцианской этики является жэнь (гуманность) – наивысший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь можно достигнуть, нравственно совершенствуясь и соблюдая основы – нормы поведения, корни которых — в почтительности, уважении к старшим, преданности, почитании родителей и так далее.

Считается, что жэнь способны достигнуть лишь люди высших слоев общества. Обычные же простолюдины духовно не в состоянии этого сделать. Кстати, противоборство простолюдинов и людей благородных кровей встречается довольно часто в конфуцианстве. Это отчетливо выражает социальную направленность и классовый характер данного учения, который, однако гораздо менее категоричен и жесток в сравнении с другими кастовыми учениями, которые, скажем, были применены в Индии, где человек не был способен заниматься определенными вещами только из-за своего происхождения. Согласно учению Конфуция, “низшие люди” не занимаются делами “высших” не по факту происхождения, но по факту воспитания и знаний, привитых ему в его окружении. Соответственно, следует считать, что Конфуций напротив мотивировал людей умственно и духовно расти для перехода в класс благородных людей, занятых исключительно умственной работой. Вопрос лишь в том, а могли ли технически простые крестьяне, скажем, духовно расти, если были заняты на рисовых полях по многу часов в день, в то время как люди голубых кровей изучали манускрипты и постигали мудрость, не отвлекаясь на ежедневный изматывающий труд.

В конфуцианстве огромное внимание уделялось так называемому гуманному управлению. В этом вопросе упор делался на идею обожествление власти. Стоит заметить, что обожествление правителей существовало и до этого, но с появлением конфуцианства, оно стало развиваться и даже было обосновано. Правитель провозглашался «Сыном неба», который правил по повелению неба и выполнял его волю. Конфуцианство признавало власть государя, так как считало, что «управлять – значит исправлять».

Популярный мем "кот-Конфуций"

Популярный мем «кот-Конфуций»

Конфуцианство дело большой упор на учение чжэн мин, суть которого строго определяло обязанности каждого человека и его место. Учение так же призывало власть управлять народом, не основываясь на законах и наказаниях, а делать упор на высоконравственное поведение, добродетель и уменьшение тяжелых налогов и повинностей.

Конфуцианство, как этико-политическая система, оказало огромное влияние на общественную жизнь. Оно многие века определяло общественные и семейные традиции, моральные нормы, философскую мысль. Это учение выработало определенные стереотипы в сознании народа и особенно сильно повлияло на интеллигенцию. К тому же, как ни странно, Конфуцианство препятствовало дальнейшему развитию вышеперечисленных вещей. Эта система укрепилась ещё сильнее после борьбы с буддизмом в 7-8 веках. Свою лепту внес известны писатель Хань Юю, который довольно резко критиковал буддизм и защищал Конфуцианство.

В 19-20 веках стали активно развиваться капиталистические отношения и конфуцианство всё сильнее вступало в противоречия с условиями общественного бытия. В это время буржуазный реформатор Кань Ю-вэй и его сторонники, попытались модернизировать конфуцианство, но их попытки были тщетны. Тем не менее в 1919 году 4 мая были преданы огласке требования по замене старой культуры на новую, более демократичную. Конфуцианство пало под таким натиском. Но все равно до сих пор продолжает оказывать немалое влияние на некоторые части населения. Это способствует распространению культа личности и попытке восстановления китаецентризма и национализма.

в 1919 году 4 мая были преданы огласке требования по замене старой культуры на новую, более демократичную. Конфуцианство пало под таким натиском. Но все равно до сих пор продолжает оказывать немалое влияние на некоторые части населения. Это способствует распространению культа личности и попытке восстановления китаецентризма и национализма.



Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: